Если зайти в любой магазин автозапчастей и смазочных материалов, консультанты покажут нам несколько десятков, если не сотен, видов моторного масла, которые будут различаться между собой по различным признакам: для дизельных или бензиновых двигателей, для легкового, коммерческого или грузового транспорта, для двух- или 4-тактных моторов. Также, как мы ранее писали на сайте Vodi.su, моторные масла различаются по уровню вязкости, температурным режимам, текучести и химическому составу.
По этой причине требуется всегда заливать лишь тот тип смазки, который рекомендует производитель транспортного средства. Единственное — по мере износа цилиндро-поршневой группы советуют переходить при пробеге свыше 100-150 тыс. км на более вязкое масло. Ну, а в суровых условиях России, особенно на Севере, необходима и сезонная смена смазочных материалов. Но порой возникают критические ситуации, когда нужной марки масла нет под рукой, а ехать надо. Соответственно, проблемы взаимозаменяемости моторных масел являются довольно актуальными. Отсюда возникает вопрос: можно ли заливать дизельное моторное масло в бензиновый двигатель, к каким последствиям это может привести?
Бензиновый и дизельный силовой агрегат: отличия
Сам принцип работы одинаковый, тем не менее существует огромная разница в процессе сжигания топливно-воздушной смеси.
Особенности дизельных моторов:
- более высокое давление в камерах сгорания;
- топливно-воздушная смесь начинает воспламеняться при более высоких температурах, она не сгорает полностью, поэтому и применяются турбины для дожигания;
- быстрее проходят процессы окисления;
- в ДТ содержатся большие объемы серы, при сгорании образуется много сажи;
- дизельные двигатели в большинстве своем относятся к низкооборотистым.
Таким образом и масло для дизеля подбирается с учетом особенностей работы силового агрегата. Особенно это заметно, если речь заходит о грузовом транспорте. Водителям фур приходится значительно чаще заезжать на TIR. А одна из наиболее распространенных услуг — замена масляного, топливного, воздушного фильтров, а также полная промывка двигателя от продуктов сгорания.
У бензиновых двигателей свои особенности:
- возгорание топлива происходит за счет подачи искры от свечей зажигания;
- в камерах сгорания уровень температур и давления ниже;
- смесь сгорает практически полностью;
- остается меньше продуктов сгорания и окисления.
Отметим, что сегодня в продаже появились универсальные масла, которые подойдут для обоих вариантов. Важный момент: если дизельное масло для легкового автомобиля еще можно залить в бензиновый двигатель, то грузовое вряд ли подойдет для этой цели.
Особенности дизельного масла
Данный смазочный продукт отличается более агрессивным химическим составом.
Производитель в него добавляет:
- присадки для удаления окислов;
- щелочь для более эффективной очистки стенок цилиндров от золы;
- активные компоненты для продления срока службы масла;
- присадки для удаления повышенной закоксованности (коксование происходит из-за повышенной потребности дизельного двигателя в воздухе для получения топливно-воздушной смеси).
То есть, данный тип смазочных материалов должен переносить более сложные условия и справляться с отводом золы, нагара, окислов и серных отложений. Что же будет, если залить такое масло в бензиновый двигатель?
Залить дизельное масло в бензиновый мотор: что будет?
Вся проблема кроется в более агрессивном хим составе. Если предположить ситуацию, что вы слили старое бензиновое масло и залили рассчитанное для легкового дизеля, при краткосрочном использовании с какими-либо серьезными проблемами вы вряд ли столкнетесь. При более длительном применении возможны следующие последствия:
- закупорка маслопроводящих каналов внутри металлических элементов двигателя;
- масляное голодание;
- повышение температуры;
- скорейший износ поршней и цилиндров за счет ослабления масляной пленки.
Эксперты акцентируют внимание на таком моменте: краткосрочная замена в экстренных ситуациях вполне допустима, если нет другого выхода. А вот смешивать разные типы масел, в данном случае для бензинового и дизельного двигателя, строго воспрещается, поскольку последствия могут быть непредсказуемыми. Также крайне нежелательна обратная ситуация — заливка масла для бензинового мотора в дизель, так как самое очевидное, с чем столкнется владелец транспортного средства, — сильная закоксованность мотора продуктами сгорания.
Если же предположить, что любая из выше описанных ситуаций возникла в дороге, старайтесь добраться до ближайшего автосервиса, при этом двигатель не нужно нагружать чрезмерно. Дизельное масло не приспособлено для нагрузок свыше 2500-5000 об/мин.