«Певец Дальнего Востока» Петр Комаров любил писать стихи на узких полосках бумаги. Почерк у него был изящный и округлый — получались почти арт-объекты. Вокруг этой детали, как соляной кристалл на нитке, художница Анна Ершова вырастила музейную выставку. Вместе мы посмотрели на нее с другой стороны — изнутри.
В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения именитого хабаровского поэта.
― На самом деле есть два основных правила: следовать за идеей куратора, не уходить в сторону, и помнить, что музейные предметы ― это главное, и декорации не должны их затмевать, ― объясняет Анна, включая свет.
Мы заходим в пустой зал, и я невольно вздрагиваю.
Тени прошлого
Примерно этого эффекта она и добивалась. Ощущение, что мы тут не одни, неслучайно: в начале зала нас встречают черные силуэты. Над каждым ― «облако» с фразой, как будто мы в серьезном комиксе про писательское творчество.
― Это тени людей, повлиявших на Петра Степановича, ― раскрывает сотрудница музея часть задумки. ― Тут не только друзья, но и критики. Раньше у авторов было принято представлять произведения на суд коллег и принимать их мнения. Думаю, это испытание для каждого. И мне хотелось, чтобы зритель, возможно, даже почувствовал себя на его месте.
Поэт кропотливо собирал и бережно хранил отзывы о своей работе ― альбом с приклеенными газетными вырезками можно увидеть тут же, в витрине. Но центральное место занимает письменный стол с лампой, чернильницей и печатной машинкой ― внушительный, темный, с фигурными ножками. За таким и правда рождается что-то важное.
Так выглядит первая тематическая зона. Всего их три.
Ради чистоты
Когда внимательно оглядываешься вокруг, все еще чувствуешь себя внутри книги, но уже немного другой ― ты словно часть рукописи, отпечатанной автором на своей машинке. Прямо с потолка спускаются узкие белые полотнища (помните любимые Комаровым полоски бумаги?), на них ― поэтические строки и строгие лаконичные иллюстрации.
Такой способ делить пространство на части пришел Анне в голову не сразу, но оказался самым подходящим.
― Это вторая моя концепция. Сначала хотела совместить стихи с работами дальневосточных фотографов. Но куратор выставки Наталья Сергеевна Позина, заместитель гендиректора Гродековского, справедливо заметила, что это будет отвлекать внимание от творчества самого поэта. Она четко видела три зоны, но использовать перегородки не хотелось. Хотелось, наоборот, ощущения легкости, чистоты, белого листа.
Было непросто: выяснилось, что печать на габардине под силу только одной компании, но результат того стоил.
― Тексты для развески во второй зоне я тоже напечатала на узких листах, ― говорит Анна. ― А еще здесь есть личные фотографии. Смотрите, какие счастливые люди!
Художница указывает на совместный портрет Петра Степановича и его жены Нины Яковлевны. Они смеются.