Жизнь без барьеров - Общественно-политическая газета
Trending Tags

Жизнь без барьеров

Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) заработал в хабаровской общеобразовательной школе № 47.

Несмотря на то, что учреждение находится в Авиагородке, посещать занятия могут ребята из разных районов города.

От идеи до реализации

Сейчас в школе учатся свыше 1 500 детей, из них более 220 — с ОВЗ и разными проблемами со здоровьем.

— У нас есть ученики с расстройством аутистического и нервно-психического спектра. Мы работаем по программе развития «Школа, нацеленная на успех, представляющая равные возможности для всех», — говорит директор Елена Писарева. — С каждым годом количество малышей с особенностями развития, а также с инвалидностью растет. Некоторые из них обучаются в инклюзивном формате. В школе есть опыт взаимодействия с такими ребятами, здесь работают узкие специалисты: логопеды, психологи, дефектологи, тьюторы.

С предложением открыть такой класс на городское управление образования вышли родители.

— Идея витала в воздухе последние три года, — объясняет Дмитрий Коломийцев, председатель регионального отделения ВОРДИ. — В 2020 году мэрия нас поддержала. Мы просили, приводили аргументы, и управление приняло решение сделать ресурсный класс в муниципальной школе. В этом вопросе очень важно учитывать мнение экспертов, опираться на их рекомендации. Например, надо маркировать маршрут движения детей не только в самом классе, но и на пути движения по школе. А это как минимум кабинет директора, столовая, спортзал, чтобы учреждение действительно стало доступным. Главное, что диалог с руководством школы и управлением налажен. Они стараются учитывать все нюансы.

В ВОРДИ подчеркнули, что оснащенность класса хорошая.

— Самое главное, чтобы в дальнейшем работа шла совместно с родителями, и дети получали качественное образование, инклюзивно внедрились в саму школу, — считает Дмитрий Коломийцев.

Руководитель управления образования администрации Хабаровска Татьяна Матвеенкова напомнила, что уровень развития общества оценивается по тому, как в нем относятся к престарелым людям и инвалидам.

— У нас ничего бы не получилось, если бы год назад активные мамы, заинтересованные в том, что их детям скоро идти в школу, не пришли бы к нам и не сказали бы, что им требуется помощь, — рассказывает Татьяна Матвеенкова. — Пришлось привлечь немало ресурсов для реализации задумки, в этом активно помогали специалисты ВОРДИ, а мы как управленцы только исполняли: выделяли средства, помогали техникой за счет средств города. Мы хотим, чтобы ученикам было комфортно. Я в восторге от того, что у нас в итоге получилось, а с другой стороны теперь, надо оправдать надежды. Но думаю, все будет хорошо, главное — не останавливаться.

Деньги в дело

В кабинете для реабилитации ребят установлено специальное оборудование. На его оснащение из городского бюджета выделено 400 тыс. руб. Закупили интерактивные доски, компьютерную технику, мебель, предметы для игровой зоны, методические пособия.

Специальный класс нужен, чтобы дети с расстройствами аутистического спектра смогли социализироваться. Как отметили в мэрии, в школе продумана и внеклассная работа. После уроков с ребятами будут заниматься дефектологи, психологи и логопеды. К тому же создана такая образовательная среда, что ученики с ОВЗ могут спокойно передвигаться по школе, их маршрут для удобства обозначен картинками.

— Дополнительные средства от спонсоров, а это порядка 150 тыс. руб. потрачены на оснащение класса за счет средств спонсоров, — отмечает Елена Писарева. — Для каждого ученика сделаны шкафчик, индивидуальное расписание. Некоторые дети боятся шума, поэтому приобрели специальные шумопоглощающие наушники. Также у нас разработаны программы для обучения ребят с особенностями здоровья. Мы делимся своим опытом организации инклюзивной среды с коллегами не только в городе, но и в регионе. В этом году стали победителями в одном из конкурсов как «Лучшая инклюзивная школа России».

Директор образовательного учреждения подчеркнула, что раньше отдельных классов для детей с РАС не открывали, и в основном такие ученики сидели по двое-трое в классах с обычными детьми.

Важный опыт

В ресурсном классе обучаются 10 человек в возрасте 7— 8 лет. В нем есть специальные зоны отдыха, где ребята могут расслабиться, снять физическую и психологическую нагрузку, переключить внимание и поиграть. Этого требуют особенности их здоровья.

— Вопреки стереотипу, аутисты далеко не всегда инвалиды, — объясняет Наталья Жижелева, куратор коррекционного обучения школы № 47. — Инвалидность присваивается с разрешения родителей, но далеко не все этого хотят. Они знают, что ребенок особенный и надо приблизить его к нормотипичному поведению. Учебное заведение берет на себя эту задачу. Учим таких детей быть самостоятельными. Десять человек будут пребывать в школе весь день. Это большое количество, поэтому и задача перед педагогами стоит непростая.

Семилетний Иван Валеев — один из тех, кто в этом году сел за парту ресурсного класса. У мальчика расстройство аутистического спектра с задержкой речевого развития.

— Для нас такой опыт ценен, потому что найти класс, где мало детей, — это большая удача и редкость, — считает мама ребенка Елена Валеева. — Я очень благодарна, что наши просьбы услышали.

— Такие классы должны открываться в каждой школе города. Благодаря этому мы сможем построить настоящую инклюзию, — соглашается Дмитрий Коломийцев.

 

Хабаровский брейк

eba60215-95ed-4ebb-ae6a-0c9b731f2a8e.jpg

Танцевальный коллектив «Головокружение» из школы-интерната № 4 покорил жюри Первых международных инклюзивных творческих игр.

Шестеро ребят в возрасте от 12 до 16 лет с ментальными нарушениями здоровья исполнили то, что на первый взгляд даже обычному человеку не всегда по силам. А именно станцевали брейк.

Как все начиналось

— Брейкинг зародился в начале 1970-х годов в Нью-Йорке, и сейчас это направление внесено в Олимпийские игры как пробный показательный вид спорта, — говорит Вячеслав Баранов, тренер коллектива «Головокружение». — Во всем мире он развивается по трем линиям: как часть молодежной хип-хоп культуры, как форма физкультурной деятельности и как профессиональный спорт. Дети из интерната № 4 идут в первых двух направлениях, участвуют в различных конкурсах, в том числе в инклюзивных играх. Хочется, чтобы у них была возможность достигать вершин вне стен учебного заведения.

Как педагог дополнительного образования Вячеслав Игоревич пришел в школу в 2006 году.

— Требовалось запустить в работу танцевальный кружок, — отмечает Вячеслав Баранов. — У нас обучаются дети с ОВЗ, различными ментальными нарушениями, умственной отсталостью и рядом других нозологий. И это редкость, когда ребят с такими диагнозами учат танцам. Что касается именно брейкинга, то он в своем проявлении может быть максимально абстрактным. Это и нравится моим пацанам, здесь нет понятия «нельзя». Можно без проблем вставлять в номер различные элементы, импровизировать.

Куда же без трудностей

Но так как речь идет в первую очередь о подростках с ОВЗ, в работе тренеру приходится учитывать ряд тонкостей.

— Идешь на тренировку с одним планом, а в итоге видишь, что это не пойдет и придется делать что-то другое. А если будешь настаивать на своем, то сделаешь только хуже, — объясняет Вячеслав Баранов. — Надо уметь подстраиваться под детей с особенностями, ведь они могут сказать: «Я не хочу, не буду, настроения нет» и т.д. Тут совсем не так, что ученики выполняют то, что говорит учитель. Но за 15 лет работы уже знаю, как с ними взаимодействовать.

Своим танцевальным опытом педагог готов делиться. Даже написал и опубликовал книгу по азам брейкинга.

К постановке номеров приходится подходить сугубо индивидуально.

— Инициатива всегда идет от детей. Я могу предложить общую концепцию и только. А еще не акцентирую внимание на том, какие места наша группа занимает или должна занимать в конкурсах, — продолжает Вячеслав Игоревич. — Как правило, подготовка номера с детьми с ОВЗ занимает месяцы. Вначале задумывалось одно, а в день выступления получилось все иначе. Физически они всегда готовы танцевать, тут скорее вопрос в эмоциях. Для игр мы сделали номер «Супербратья Марио». В итоге «Головокружение» заняло третье место в номинации «Хореографическое искусство, оригинальный жанр».

На занятия в интернате ходят все желающие, кому разрешена физическая активность.

— Не каждый здоровый человек сможет сделать сальто, а тут ребята с ОВЗ, — говорит Вячеслав Баранов. — Меня радует, что дети занимаются с желанием. Спасибо организаторам игр, что взялись за такую инициативу. Это для них отличный способ проявить свои творческие способности.

 

Подарите детям праздник

Автономная некоммерческая организация «Крылья надежды» на протяжении трех лет проводит в городе День ДЦП.

Во всем мире его отмечают в первую среду октября.

— Как правило, мы собираемся с семьями в уютном месте. Дети отдыхают, получают удовольствие от концерта или любой другой развлекательной программы, общаются друг с другом, для них накрывается стол, — рассказывает Анна Тулинова, руководитель проекта «Крылья надежды». — Многие из них на колясках, а это значит, что выбраться лишний раз из дома и насладиться обычными радостями они могут далеко не всегда. Благодаря таким праздникам у них происходит интеграция в социум. Мы собираем вокруг себя много добрых людей, спонсоров и неравнодушных хабаровчан. Приглашаем всех, кто готов к сотрудничеству, чтобы организовать в городе День ДЦП. В нашей некоммерческой организации 144 ребенка, но посетить праздник смогут только 30—40 человек. Остальные дети либо проходят реабилитацию, либо находятся в больницах, а некоторые просто не в состоянии вынести шум. Но хочется отметить каждого малыша с диагнозом ДЦП небольшим подарком. Поэтому сейчас мы ищем спонсоров для этих целей.

Как отметили в центре работы с населением «Диалог», мероприятие планируется провести на базе учреждения «Исток» на улице Мирной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post Кот в кошельке
Next post Кировский район