Новое исследование, проведенное Кентским университетом, показало, что подростки и пожилые люди меньше внимания уделяют социальным сигналам в реальных взаимодействиях, чем молодые люди.
Результаты, опубликованные Nature Human Behavior, показывают, что социальное внимание претерпевает возрастные изменения, которые могут иметь потенциальные последствия для того, насколько успешно мы можем интерпретировать социальные взаимодействия в повседневной жизни и на протяжении всей жизни.
Интерпретация выражения лица, тона голоса и жестов других людей является жизненно важным элементом социального взаимодействия, который позволяет нам быстро делать выводы о психических состояниях других, таких как их намерения, эмоции, желания и убеждения. Успешное социальное взаимодействие побуждает смотреть на перспективу и сопереживать наряду с другими важными социальными навыками и играет важную роль в улучшении нашего благополучия.
Исследование под руководством к.т.н. Студентка Мартина Де Лилло вместе с профессором Хизер Фергюсон и другими коллегами из школы психологии Кентского университета впервые в своем роде исследует, как социальное внимание распределяется в подростковом возрасте и отличается ли оно от взрослого. Более того, ни одно из предыдущих исследований не изучало различия социального внимания в течение жизни, когда люди активно участвуют в реальных интерактивных ситуациях.
Исследователи записали участников в двух реальных ситуациях социального взаимодействия (личный разговор и навигация по окружающей среде), используя мобильные очки для отслеживания взгляда, чтобы контролировать их внимание к социальной и несоциальной информации. В обоих сценариях оценивались подростки (10-19 лет), молодые (20-40 лет) и пожилые (60-80 лет) взрослые.
В первом эксперименте подростки и пожилые люди тратили меньше времени на то, чтобы смотреть в лицо экспериментатора во время разговора, и больше времени на фиксацию фона, по сравнению с молодыми людьми . Во втором эксперименте подростки и пожилые люди проводили меньше времени, глядя на людей, путешествуя по загруженной университетской среде, по сравнению с молодыми людьми. Вероятно, это связано с тем, что подросткам и пожилым людям было сложнее поддерживать социальную ситуацию, чем молодым людям, и они справились с этой трудностью, избегая сложной социальной информации о лице.
Мартина Де Лилло сказала: «Использование мобильной технологии отслеживания взгляда позволило нам получить уникальное представление о социальном взаимодействии и повседневном использовании социального познания в реальных условиях. Это может сыграть решающую роль в дальнейшем понимании того, как социальное взаимодействие развивается на протяжении всей жизни ».
Профессор Фергюсон сказал: «Меньшее внимание к людям и их лицам означает, что подростки и пожилые люди упускают важные сигналы, а это может привести к большим нарушениям социального взаимодействия или меньшим возможностям для социального взаимодействия с другими.
«В подростковом возрасте 10-19-летние все еще учатся и развивают отношения со сверстниками, поэтому их социальный опыт и предпочтения быстро меняются. Для пожилых людей существенное снижение социальной активности может привести к изоляции, одиночеству и ухудшению здоровья. Таким образом, на обе группы может существенно повлиять отсутствие социальной активности ».